Андрей Бартенев: "В Кремле я бы устроил заповедник"


     Художник Андрей Бартенев родился в Норильске, где с детства его окружали сказания ненецкого народа об оленях и белых медведях, Северном солнце и Ледовитом океане… По собственным словам Андрея, животные, которые у него жили на протяжении всего детства, стали его первыми актерами, а игра с ними - прообразом театрализованных действий, которыми так известен Андрей Бартенев сейчас. В его ярких перформансах (изобразительных спектаклях), удивляющих столицу, главным героем чаще всего является природа вместе с ее обитателями.
     Еще одно воплощение творческой фантазии художника – шейные украшения в виде животных: котов, жирафов, слонов. Рассказывая о том, в какие музеи и коллекции разошлись его разноцветные звери, Андрей говорит не «находятся», а «живут». А обитают они в Лондонской галерее Luke & A возле Оксфорд-стрит, у индийской принцессы Умы в Монте-Карло и баронессы Дельвиг в Париже.


- Андрей, вас называют самым титулованным дизайнером в России…

- Правда? Я не знаю, почему! Наверное, это народная молва. Первое официальное определение своему творчеству я получил в январе - это поощрительная молодежная премия «Триумф». Для меня это стало сюрпризом. Почетным было уже присутствие на вручении. Собрался цвет российской культуры, церемония была юбилейной, приехали все люди, которые были награждены в течение прошедших десяти лет.
- Вы участвовали в выставке «Экспо-2000» в Германии, где представляли очень интересную композицию. Расскажите об этом.
- В 2000-м году в Ганновере проходила международная выставка. Я участвовал в интернациональном проекте «Basic needs» в подпроекте «Пять элементов» и представлял стихию «Воздух». Я построил инсталляцию «Жилая комната в воздухе» или «Жизнь на ветру». Там были белые шкафы в виде медведей, которые висели в воздухе вместе с остальной мебелью, лестницы в виде медведей.
- Почему в виде медведей?
- Я родился в Норильске, очень люблю белых медведей и вообще все белое. Вся композиция воплощала в себе борьбу с курением: в инсталляции было много символов губ с сигаретами.
- Почему в вашем творчестве так много театрального?
- Все мои изобразительные спектакли говорят о бесконечном количестве композиций, которые можно создать путем хаотического и импровизированного передвижения скульптур. У художника две дороги: первая – управление композицией и вторая – построение композиции, неподвластной ему. Перформанс, или изобразительная скульптура, как раз и есть второй вариант, когда все держится на импровизации, непредсказуемости. Ты получаешь бесконечное количество вариантов, которые продиктованы хаотичной игрой актеров в твоем спектакле. На этом построен «Ботанический балет», который вы могли видеть на Третьей Всемирной Театральной Олимпиаде в Москве. В основу легла история о Снежном цветке, дядьке Черносливе и его жене Халат Виолетты, о тундре.
- Откуда такой сюжет?
- Все мои истории переплетаются с эпосом. Мои перформансы населены необычными существами, например, северная подводная лодка, северная восьминогая собака для быстрой езды.
- Собака тоже есть в эпосе?
- Нет, она мне приснилась. В костюм заряжаются два актера, и она бегает на восьми лапах. Еще у меня есть огненные жирафы, которые появились впервые в перформансе «Движение саванны» в 96-м году. Действо происходит вокруг Солнца Севера: пока оно спит, вокруг бурлит жизнь. Все существа взаимодействуют с солнцем и трансформируют его, а когда оно просыпается, то видит, что уже выглядит по-другому.
- У вас есть серия работ с котами, были у вас какие-то прототипы?
- Да, все началось с того, что в 95-м году у меня в мастерской появился кот. Дымчатый, пушистый, умный невероятно! Он пришел по крыше и выбрал именно мою мастерскую. Ему у меня понравилось, и он остался жить. Я назвал его Костя, купил для него домик и кучу игрушек. Мы с ним играли в догоняшки, бегая по длинному коридору. Он понимал, когда нужно убегать и прятаться, а когда гнаться за мной. Костя очень любил гулять по крыше, и однажды его кто-то скинул. Так он погиб. Когда он еще был жив, я начал делать серию шейных украшений-котов из папье-маше, всех зовут Костя.
- Почему ваши коты белые и красные, а не дымчатые, каким был настоящий Костя?
- У предметов существуют внутренние цвета. После котов я сделал целую серию жирафов, которых зовут Гоша. Их тоже четыре.
- У вас был знакомый жираф Гоша?
- Нет, просто я люблю жирафов. Когда я жил в Цюрихе, я всегда удивлялся, глядя на живой уголок, находящийся в самом центре города. Сидя в автобусе можно видеть, как из-за забора выглядывает жираф и смотрит, что делается на улицах. Я не очень-то люблю зоопарки. Нельзя строить цивилизацию таким образом, чтобы потом спасать животных от гибели, сажая их в клетки, по сути, в тюрьмы. Необходимо, чтобы животные могли жить в естественных условиях!
- Расскажите о домашних любимцах, которые у вас были.
- Животные у меня были всегда с самого детства. Мыши, хомяки, крысы самых различных расцветок, собаки, кошки. Звери были первыми актерами в моих перформансах. Например, для своих мышей я строил замки из пластилина. У нас в семье не возникал вопрос, можно ли взять собачку или кошку. Я приносил с улицы какое-нибудь животное и ставил маму перед фактом. А вот сейчас, когда мне кто-то хочет подарить животное, приходится отказываться. У меня напряженный ритм жизни, я постоянно в разъездах. Последние звери, которые у меня жили, даже не понимали, кто их хозяин. Их постоянно приходилось отдавать к друзьям или в гостиницы для животных. Труднее всего было отказаться, когда мне пытались подарить необыкновенно красивого карликового кролика. Когда я увидел его, я понял, что я хочу такого кролика!! Но все равно пришлось отказаться! У меня и раньше жил кролик, звали его Бонч-Бруевич. Он участвовал в моих перформансах, выпрыгивал, «рождался» из Снежного цветка.
- Что такое в вашем понимании красота и как она связана с природой?
- У красоты огромное количество проявлений и форм. Одной фразой сказать, что такое красота, очень сложно. Последнее впечатление от красоты природы - это рыжая лисица, сидящая на маленькой лужайке посреди Лондона. О том, что в Лондоне живут лисы, я давно знаю. Но они худые, облезлые, как у нас бродячие собаки, а эта была гладкая, яркая и толстая – она ждала лисят. Мне показалось, что это яркое проявление красоты природы. Еще меня очень поражает, когда прилетают какие-то птицы. Я очень люблю снегирей. Сейчас их в Москве уже не видно, но я помню время, когда они были.
- Вы все время рассказываете о животных в городской среде, наверное, редко бываете за городом, на природе?
- Я очень урбанизированный человек, от этого никуда не денешься. Родился и постоянно живу в большом городе, за городом чувствую себя не очень уютно. Я, конечно, бываю на природе. Например, некоторое время жил у друзей в Уэльсе. Там невероятной красоты леса и великолепные парки. Находясь в Уэльсе, я впервые понял, что такое ландшафтное искусство. Люди высаживают на холмах деревья таким образом, чтобы с любой точки зрения вид на замок представлял собой классическую картину. Англичане всегда отличались тем, что очень любят природу – деревья и цветы.
- В прошлом году вы выступали на конференции против корриды. Объясните вашу позицию.
- Если люди решили убивать, пусть они убивают друг друга, зачем еще убивать и животных! Животные-то не решили, что они хотят в этом участвовать! И потом, в России и так много зла, мы никак не можем уйти от отрицательной энергии. Делать из смерти, из убийства зрелище – не думаю, что Россия готова к этому. Я был в Англии в то время, когда там из-за эпидемии уничтожали коров. Это же была национальная трагедия! Фермеры плакали, когда приходилось убивать телят. А вообще мне нравится, как к коровам относятся в Индии.
- Как вы считаете, каким образом нужно защищать животных?
- Что является правильным в этом вопросе, сказать сложно. Я думаю, все программы, рассказывающие о животных, своим существованием уже работают на зоозащиту. Те же сказки, которые мы читаем в детстве, учат по-доброму относиться к животному, видеть в нем личность, а не воспринимать его как сопутствующее человеку существо.
- Если бы вы имели такую возможность, что бы вы сделали для животных?
- Я бы, например, Кремль превратил в заповедник. Это же охраняемая зона, пусть бы там жили птицы, лисы, белки, лоси, ежики, я очень люблю ежиков! В Москве очень мало деревьев. Столько денег тратится на эти безумные коммунистические газоны! А дышать нечем, да и цветы быстро уходят в землю. Единственная надежда на монастыри. Если они станут зелеными зонами Москвы, глядишь, и птицы совьют гнезда. А у нас пока Москва - лучшая среда для крыс и тараканов.
- Как вы считаете, если человек все-таки произошел от животного, то от какого именно?
- Мне ближе позиция буддистов. Когда я общаюсь с животными, мне все время кажется, что они либо раньше были людьми, либо готовятся стать человеком. Я всегда считал, то все живое на планете связано. Мы всем и всему братья и сестры: травам, птицам, почве; если люди будут помнить об этом, то, наверное, мир станет лучше!


Мои интервью
Хостинг от uCoz