Музыку Юрия Саульского слушают даже слоны!

     Джаз… Именно с ним связана вся жизнь известного музыканта и композитора Юрия Саульского. Однако, его творческий багаж удивительно разнообразен. В связи с его именем одни назовут «ВИО-66», другие - популярные песни Кобзона, Леонтьева, Долиной, и, конечно, первый советский твист «Черный кот» на слова Михаила Танича. А те, кто знают о Юрии Сергеевиче чуть больше, вспомнят его симфонические и джазовые композиции, музыку для театра и кино, для мультфильмов.
     Со зверями, самыми разными, Юрия Саульского связывают работы для цирка. Под его мелодии танцуют медведи и собаки, выступают слоны. Сам композитор не представляет своей жизни без животных, души не чает в своей собаке, добермане Спарте. О своей жизни, творчестве и любви к братьям нашим меньшим знаменитый композитор рассказывает в «Нашем интервью».


- Юрий Сергеевич, в одном из интервью вы сказали: «человек должен всю жизнь доказывать право на то, чем он занимается». Расскажите, как это делали вы?

- Хочу пояснить эти свои слова. Я считаю, что человек не может жить старыми запасами, чего бы он ни достиг в жизни! У Гете есть такая печальная фраза: «Некоторым кажется, что они достигли цели, а это просто конец пути». Лучше, чтобы казалось, что ты еще не достиг цели, и продолжать стремиться к ней. Человек не должен успокаиваться. И жизненное, и творческое долголетие зависит от этого. Судьба моя сложилась так, что я посвятил себя сочинению музыки. В детстве я учился играть на фортепиано, потом на виолончели и валторне, я окончил консерваторию как музыковед, работал дирижером, а потом полностью посвятил себя композиторской деятельности. В моей жизни было несколько этапов, и каждый являлся преодолением чего-то, каждый раз я думал: «Как жить дальше?», и у меня всегда возникало желание жить по-другому, по-новому. Встречи со зрителями, авторские концерты – это тоже испытания. Ты выходишь к публике, представляешь свою музыку, отвечаешь на вопросы и тем самым каждый раз проходишь тест на право заниматься своей профессией.
Я живу на свете более 70 лет и постоянно стремлюсь находить себя в новой творческой ситуации. Человек должен следить за тем, что происходит в современном мире!
- Это помогает вам жить?
- Конечно! Есть люди, чей талант вспыхивает в молодости и быстро гаснет. Я за то, чтобы человек был всю жизнь творчески дееспособен!
- Одна из работ, по которым вас знает широкая публика, это песня «Черный кот». Много музыкальных вещей у вас связано с животными?
- Что касается «Черного кота», то эта песня считается первым советским твистом. В свое время она была запрещена. Сейчас смешно об этом говорить, но тогда, как и за джаз, за «Черного кота» мне доставалось. Писали, что это образец пошлости. У власть предержащих возникали какие-то нехорошие ассоциации с образом черного кота. А молодежь под эту песню так отплясывала, так веселилась! Да и сейчас, по-моему, тоже.
С животными меня связывает, кроме всего прочего, цирк. Я очень много писал музыки для номеров с участием зверей. С детства я люблю цирк, поэтому сочинял для дрессировщиков с огромным удовольствием. Например, для номера Яровых с дрессированными медведями. Важно создать такую музыку, чтобы медведь стал под нее двигаться! Главное, поймать характер, попасть своей мелодией в точку. В цирке есть такое понятие: музыка хорошая, а медведь «не пошел». Если даже заказчикам понравится, а животным нет - пиши пропало. Яровые вот уже много лет работают с моей музыкой, я их знаю давно, и эти люди меня восхищают. Представляете, в первой части их номера участвуют только звери, без дрессировщиков, и как они работают! Я писал музыку и для номера Корниловых, которые выступают с дрессированными слонами. Слоны у них просто гениальные, что они хоботами выделывают! Недавно я закончил работу над музыкой для номера с собачками, ее еще не прокатывали на публике.
- Вы общаетесь с животными, чтобы написать музыку для их выступления?
- Нет, так не бывает. К хищникам, например, меня никто не пустит. Но я обязательно прихожу смотреть номер, прежде чем начинаю работать над музыкой, ведь необходимо вникнуть в его специфику. И после, когда все уже готово, я люблю ходить в цирк, смотреть эти номера. Для меня, как для любителя животных, писать для цирка не только работа, но и радость.
- Ваша музыка звучит и в художественных, и в документальных фильмах, даже в мультиках…
- Да, работа с мультфильмами тоже мне очень нравилась: «Новые большие неприятности», «Волшебная палочка», «Кто победит» - о мишке, который стал чемпионом, благодаря своей доброте. И многие решили, что песенка «Познакомьтесь, это Миша» о Горбачеве.
- Ваша собака Спарта – музыкальная?
- То, что к музыке она не остается равнодушной, это точно. Но я до сих пор не могу понять, положительные или отрицательные эмоции она у нее вызывает. Когда я дома сажусь за фортепиано и начинаю играть, особенно в высоком регистре, Спарта начинает проявлять беспокойство, а потом подвывает мне. Животные у меня были на протяжении всей жизни. В детстве – кот Барсик, а потом сплошные собаки, хотя кошек я тоже очень люблю. Был замечательный пес Потя, очень тонкая и чуткая собака. Когда Потя состарился, то бросился под машину. Очевидно, сам себе стал в тягость, или не хотел доставлять беспокойство хозяевам. В 80-х годах у нас был малый пудель по кличке Лордик. Он был необыкновенно умным и очень дружелюбным. Тоже, кстати, любил мне подпевать, и даже подтанцовывал, хотя мы его не дрессировали. С Лордиком у меня была связана забавная история. Я приехал из гастролей из Сочи под Новый год, 31-го числа. Вечером пошел гулять с ним, а заодно решил проверить свою машину, стоящую во дворе. Проверил, закрыл, смотрю - собака куда-то подевалась. Звал-звал Лордика, двор обошел вдоль и поперек. Наши соседи все были собачниками, поэтому взялись мне помогать, уже близится полночь, а мы все ищем пропавшего. Новый год моя семья встречала грустная, без собаки. Наутро я снова пошел к своей машине, заглянул в салон – а там Лордик сидит! Несчастный, замерзший, испуганный! Вечером темно было, Лордик - черный, я, оказывается, не заметил, как он впрыгнул в машину. Радости было, когда он нашелся!
В детстве во время войны я был в эвакуации в Сибири, и мне пришлось много общаться с лошадьми. Как и все мальчишки, я работал в колхозе. Мы ездили верхом без всяких седел, сначала все болело, а потом привыкли. Работал я и коногоном на маслозаводе, запрягал старую слепую кобылу и водил ее по кругу, она приводила в движение центрифугу, где взбивалось масло. Устройство было, наверное, времен неандертальцев. Недавно у меня появилась возможность покататься на лошади, и я убедился, что сноровку в верховой езде не потерял.
- У вас в жизни были интересные наблюдения по поводу того, как животные воспринимают музыку?
- Конечно! Например, такое. Однажды я был в гостях у певца Родионова. У него – ирландский сеттер. У собаки был интересный музыкальный вкус: из всего репертуара хозяина она реагировала только на романс «Я встретил Вас, и все былое…». Как только Родионов начинал его петь, у собаки появлялся блеск в глазах, и она начинала старательно подпевать. Что удивительно, к другим песням, или к этому романсу, но в чужом исполнении, сеттер оставался совершенно равнодушным!
- Юрий Сергеевич, как к вам приходит вдохновенье?
- В голове все время роятся мелодии. Главное, вовремя их записать, пока не забыл, будь то ночь, или раннее утро. Конечно, не все они сразу же реализуются, какие-то идут в стол и ждут своего часа. Приходится много писать заказной музыки. Это не значит, что в таких работах нет вдохновения! Профессионал тем и отличается от любителя, что он способен сродниться с «чужим» материалом.
- Животные помогают вам сочинять музыку?
- Не напрямую, но помогают. Они всегда заряжают меня положительными эмоциями. Я люблю писать в их присутствии. Для кого-то животные не играют никакой роли, но я к числу этих людей не отношусь.
- Есть то, чему вас в жизни научили животные?
- Я очень люблю за ними наблюдать. С возрастом все ярче воспринимаешь женскую красоту, красоту природы, животных. Я неравнодушен к кошкам, к их пластике. Наслаждение смотреть, как она потягивается, переворачивается – это целый непостижимый мир! Животное – творение природы, в нем нет фальши, в отличие от человеческого мира, оно не лжет, все делает естественно. Вот чему оно учит! Для меня – счастье, что на свете существуют животные. Они меня лечат, возвращают душевное равновесие. Когда я глажу Спарту, то будто пью эликсир жизни! Животные – это тайна, и искусство - тоже тайна. Если мы ее разгадаем, то будет неинтересно. Почему Шекспира и Чехова будут всегда читать и ставить на сцене? Потому что их творчество – загадка, которая будет разгадываться, пока существует человечество. По этой же причине божьи твари – животные останутся для нас неразгаданным и таинственным миром. Поэтому, слава Богу, что загадка остается загадкой!

Мои интервью
Хостинг от uCoz